Вопрос: В Рамадан я остерегаюсь купаться, но иногда бываю вынужден это делать днём во время поста. Хотелось бы узнать о правилах купания для постящегося. В частности, нарушается ли пост, если при совершении ритуального купания в уши проникнет вода?
Ответ:
1. Купаться во время поста можно, но при этом надо быть предельно осторожным, чтобы вода, попав в рот, не перешла середины гортани (место артикуляции буквы ح (ха)), а попав в нос, не перешла основания носовой кости, попав в уши, не проникла вглубь ушного отверстия. Также следует беречься от попадания воды в половые органы.
2. Если человек совершает обязательное полное или желательное купание, погружаясь в воду, и при этом в полости тела через естественные проходы непроизвольно проникнет вода, то пост нарушается: а) если он знал по своему опыту, что при погружении в воду она проникнет в полость; б) если у него была возможность искупаться, не погружаясь в воду, т. е. под душем и т. д.
Аргументация:
وخرج بما قررناه (سبق ماء الغسل من حيض أو نفاس أو جنابة أو من غسل مسنون) فلا يفطر به.
«Если человек совершает обязательное купание ввиду завершения менструального цикла или послеродовых выделений или после половой близости или совершает желательное купание (например, в пятницу и т. д.), то непроизвольное проникновение воды в полость тела через естественные проходы (будь то уши, рот, нос и т. д.) не нарушает поста».
... لو عرف من عادته أنه يصل الماء منه إلى جوفه أو دماغه بالانغماس ولا يمكنه التحرز عنه أنه يحرم الانغماس ويفطر قطعا نعم محله إذا تمكن من الغسل لا على تلك الحالة وإلا فلا يفطر فيما يظهر.
«Если человек по своему опыту знает, что при погружении (для совершения обязательного или желательного купаний) вода проникнет в полость тела или в полость головы и он не сможет избежать этого, то ему запрещено погружаться в воду, поскольку такое проникновение нарушает пост. Но это в том случае, если у человека была возможность искупаться, не погружаясь в воду (например, под душем и т. д.). Если же не было такой возможности, то пост не нарушается» (См.: Имам ар-Рамли, Нихая аль-Мухтадж, т. 3, с. 171).